Положение об учебной документации тренеров-преподавателей
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА1)ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН - (для групп СС)СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕГО СОСТАВЛЕНИЮ:Перспективные планы составляются как индивидуальные (для одного спортсмена), так и общий (для группы спортсменов).Общие перспективные планы должны содержать отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, можно правильно осуществить годовое планирование.Общий перспективный план тренировки состоит из разделов:1.Краткая характеристика группы спортсменов или команды.2.Цель и главные задачи многолетней тренировки.3.Этапы подготовки и их продолжительность.4.Основные соревнования на каждом этапе.5.Основная направленность тренировочного процесса по этапам.6.Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.7.Спортивно-технические показатели по этапам.8.Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.9.Изменения в составе команды (в спортивных играх).10.Педагогический и врачебный контроль.11.Места занятий, оборудование и инвентарь.Краткая характеристика группы спортсменов или команды включает: сведения о возрасте, состоянии здоровья, квалификации, уровне физического развития и подготовленности, основных недостатков в ней, материалы и документы, лежащие в основе составления плана.Успех планирования связан с обоснованным выбором цели многолетней тренировки в зависимости от возраста, подготовленности спортсменов и т.д.Исходя из конечной цели определяется главная задача.Далее тренеру необходимо определить этапы подготовки, их продолжительность, основные соревнования на каждом этапе. Количество этапов, их длительность и содержание в процессе многолетней тренировки зависит от вида спорта и возраста спортсмена.Общий перспективный план должен составляться на основе этапности, принятой в данном виде спорта, важно установить основную направленность тренировочного процесса на каждом этапе: цель и задачи, основные средства по разделам подготовки, их удельный вес. Исключение составляют спортивные игры, где нет необходимости подробно детализировать соотношения различных сторон подготовки. Планировать спортивно-технические результаты можно по одному или нескольким показателям в зависимости от вида спорта.Специфика вида спорта определяет содержание отдельных разделов перспективного плана. В ациклических видах спорта (спортивных играх, единоборствах и др.), где результаты не измеряются объективными величинами, динамику спортивных достижений спортсменов должен отражать ряд контрольных показателей:1.объем техники движений;2.разносторонность;3.эффективность;4.уровень развития физических способностей;5.состояние развития психических функций;6.места, занимаемые в определенных соревнованиях и т.д. 2)ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН- (для групп СС)Индивидуальный перспективный план включает разделы:1.Краткая характеристика спортсмена;2.Цель и главные задачи многолетней тренировки;3.Этапы подготовки и их продолжительность;4.Основные соревнования на каждом этапе;5.Основная направленность тренировочного процесса по этапам (основные задачи и их значимость);6.Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.7.Спортивно-технические показатели по годам.8.Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена.9.Основные средства тренировки и их распределение по зонам.10.Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагрузок по этапам.11.Педагогический и врачебный контроль.Исходя из краткой характеристики спортсмена, цели многолетней тренировки и ее главных задач устанавливают спортивно-технические показатели по годам и планируют основные средства, объем и интенсивность нагрузки, количество соревнований. Определяют те стороны подготовленности (физической, технической, тактической и т.д.), на совершенствование которых целесообразно сосредоточить главное внимание, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.В перспективном плане должны быть предусмотрены этапы подготовки, их продолжительность, основные соревнования на каждом этапе. Их количество и продолжительность зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и др.причин.При планировании спортивно-технических показателей следует исходить как из средних темпов роста результатов в данном виде спорта, так и из индивидуальных особенностей спортсмена, условий тренировочного процесса.В индивидуальном плане основные средства должны определяться с учетом особенностей данного спортсмена и необходимости совершенствования слабых сторон его подготовленности. Существенным моментом в многолетнем планировании тренировки спортсменов является определение величины, характера и динамики тренировочных нагрузок.Прирост спортивных результатов у юных спортсменов зависит не только от тренировочных воздействий, но и от их естественного роста. Тренировочная нагрузка может быть нейтральной или сдерживать рост организма, в то же время содействовать росту спортивных результатов и наоборот, активно способствовать естественному росту организма и очень незначительно влиять на рост спортивных результатов.При планировании тренировочной нагрузки в процессе многолетней тренировки надо исходить, прежде всего, из необходимости увеличения ее объема, особенно для спортсменов младшего и среднего возраста.3)ГОДОВОЙ ПЛАН, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ: (для спортсменов 1 взрослого разряда)Содержание многолетнего плана более детально раскрывается в годовом плане.Годовой план включает разделы:1.краткую характеристику спортсмена;2.цель и основные задачи на год;3.календарь основных соревнований и их задачи;4.цикличность подготовки и задачи периода;5.спортивно-технические показатели;6.контрольные нормативы7.распределение основных и дополнительных средств в каждом месяце;8.объем и интенсивность тренировочной нагрузки;9.педагогический и врачебный контроль и др.Работа над годовым планом начинается с составления характеристики тренировки в предшествующем году, включающей характеристику спортсмена, динамику тренированности, спортивной формы, тренировочных нагрузок. Характеристика обязательно должна заканчиваться анализом основных ошибок и выводов, позволяющих определить направление будущей работы.Далее в план вносятся: подробный календарь всех соревнований года с четкой градацией каждого из них (основные, отборочные, второстепенные, тренировочные и т.д.), с конкретными задачами, например, для основных и отборочных соревнований – показать определенный результат; для второстепенных –опробовать новый вариант тактики, отобрать новый элемент техники.Следующий этап – определение цикличности подготовки в соответствии с требуемой в предстоящем году динамикой спортивной формы.Может применяется одноцикловое или двухцикловое построение годовой тренировки, в зависимости от календаря соревнований, квалификации, стажа, вида спорта, индивидуальных особенностей, способности более или менее продолжительно сохранять состояние спортивной формы.Далее необходимо определить содержание тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техническая, тактическая и т.д.). Определив задачи тренировки по циклам и периодам года, основные средства и методы их реализации, можно перейти к узловому вопросу планирования – определению величины и характера тренировочных нагрузок.Годовой план может быть представлен в форме плана-графика, либо в форме таблицы, либо таблицы-графика.